На сегодняшний день гидравлические амортизаторы являются самым распространенным типом амортизаторов в автомобилестроении. Рабочее тело таких амортизаторов представляет собой специальное масло. Оно перепускается через отверстия в поршне узла, гася таким образом скорость штока.
Гидравлические амортизаторы
В таких амортизаторах наблюдается зависимость силы сопротивления от скорости движения штока. В своей работе гидравлические амортизаторы превращают механическую энергию в тепло. Степень жесткости таких узлов может устанавливаться размеров клапанов на поршне, а также вязкостью рабочего масла.
По конструктивным особенностям гидравлические амортизаторы бывают:
{typography list_number_bullet_blue}1. Рычажные;||2. Двухтрубные;||3. Однотрубные.{/typography}
Первые уже вошли в историю, так как применялись в основном до 60-х годов прошлого столетия. Такие амортизаторы характеризовались необычайной надежностью. Они практически вечные.
Однако в середине 50-х появились компактные трубчатые детали. В результате они полностью вытеснили рычажные.
Двухтрубные амортизаторы появились первыми. В их конструкцию входит две соосных трубы. Во внутренней размещается рабочее масло и находится поршень.
Внешняя же выполняет роль корпуса. Между трубами находится воздух для компенсации объема. Такие амортизаторы достаточно просты в производстве и ремонте, имеют достаточную надежность и долговечность.
Такие амортизаторы должны монтироваться лишь корпусом вниз, что несколько увеличивает неподрессоренные массы. Кроме того, масло в таких узлах при интенсивной работе сильно нагревается и может вспениться. А это провоцирует резкое ухудшение демпфирующих характеристик узла.
Развитием двухтрубных амортизаторов стали гидропневматические узлы. Вместо воздуха у них между трубами закачан инертный газ. Обычно это азот. В результате обеспечивается газовый подпор.
Преимущества такой технологии очевидны. Газ не подвержен смешиванию с жидкостью, в отличие от воздуха. Потому амортизатор работает лучше. Кроме того, газовый подпор играет роль дополнительного демпфирующего элемента. Потому такие амортизаторы являются более универсальными.
Однотрубные амортизаторы являются более прогрессивными узлами. Они состоят из трубы, в которой находится рабочая жидкость и поршень. В нижней части трубы также закачан газ под давлением. От рабочей жидкости его отделяет подвижный поршень. В отличие от двухтрубных, однотрубные амортизаторы лишены нижнего клапана сжатия. Потому и при отбое, и при сжимании, все управление сопротивлением осуществляет поршень.
Как видим, однотрубные амортизаторы также являются гидропневматическими. Одна лишь разница – у двухтрубных газ закачивается под давлением 5-20 атм., а у однотрубных – 20-30 атм.
Однотрубные узлы имеют более стабильные показатели. Они намного эффективнее охлаждаются. Потому не происходит перегрева и вспенивания масла. Кроме того, при тех же характеристиках, однотрубные амортизаторы более компактны. Также они не боятся перевернутого положения, потому их можно монтировать штоком вниз.
Сейчас появились усовершенствованные однотрубные амортизаторы с выносной газовой камерой. В результате при скромных размерах, значительно возрастает объем масла и газа. В итоге показатели узла еще более стабильны, а температурный режим еще более плавный. Рабочий ход таких узлов существенно увеличен.
В таких амортизаторах появилась возможность установки дополнительных клапанов, способных выполнять функции клапана сжатия, присущего двухтрубным амортизаторам.
Гидравлические амортизаторы