Так, к слову говоря, еще в 1885 г. немецкий инженер Готтлиб Даймер придумал, как можно запускать сжатый воздух в цилиндры с помощью специального нагнетателя. И только лишь в 1905 г. швейцарскому изобретателю Альфреду Бюхи удалось осуществить нагнетание воздуха с помощью энергии выхлопных газов. Именно это открытие и послужило рождению данной системы.
Особенности системы турбонаддува
Сегодня система турбонаддува применяется во многих автомобилях, среди которых Opel Astra, BMW 5, Ford Mondeo, Jaguar XFR, Volkswagen Golf, Audi S5 Sportback и другие.
Преимущественно турбонаддув используется в дизельных двигателях, но им могут снабжаться и бензиновые.
Его преимущества:
{typography list_number_bullet_green}1. Происходит увеличение мощности двигателя без увеличения частоты вращения коленчатого вала;|| 2. Снижается потребление бензина и уменьшается выброс в окружающую среду вредных выхлопов за счет наиболее полного сгорания топлива.{/typography}
Принцип работы системы турбонаддува заключается в том, что поток выхлопных газов вращают ротор турбины, которое расположено в специальном корпусе из жаростойких материалов. А компрессор, который «соседствует» с ним на одном валу всасывает воздух, сжимает его и нагнетает в цилиндры двигателя. В результате происходит сгорание топлива с большим количеством воздуха, образовавшийся газ занимает больший объем, увеличивая тем самым давление на поршни. Эта конструкция получила название турбонагнетатель.
Также в состав конструкции входит специальный радиатор, который призван охлаждать воздух – интеркулер. Зачем это надо? Как известно, холодный воздух сжать гораздо легче, чем горячий. А если его легче сжать, значит и давление можно увеличить, что в свою очередь позволяет нагнетать в цилиндры кислорода в гораздо большем количестве.
Но есть у системы турбонаддува и недостатки:
{typography list_number_bullet_green}1.Констуркция сложна с технической точки зрения. А все потому, что она испытывает колоссальные нагрузки. Так, например, температура раскаленных газов может доходить до 1000 градусов. А скорость вращения турбины доходить до 200 000 об./минуту;|| 2. В целом эффективность работы данной системы зависит от оборотов двигателя. Так, если обороты малы (до 3000), то количество выхлопных газов не велико. Соответственно, в цилиндры поступает мало воздуха. Но как только автомобиль доведет обороты до 5000, система что называется «выстреливает» и часто в этом случае возникает явление, именуемое как «турбояма».{/typography}
Избавиться от этой проблемы ("турбоямы") можно путем использования последовательного наддува. Здесь установлены 2 разных инерционных турбокомпрессора, которые обеспечивают производительность системы на «низких» и «высоких» оборотах. Такой метод применяется в автомобилях BMW.
Есть еще и другие способы преодоления «турбоямы», например, используя комбинированный наддув или 2 параллельных турбокомпрессора.
Наверняка, все владельцы автомобилей, оснащенных системой турбонаддува, знают, что нельзя после езды сразу же глушить мотор. Для остывания ему необходимо дать поработать на холостых оборотах хотя бы 2-5 минуты (все зависит от режима езды). Таким образом, вал турбины снизит обороты, а детали, контактирующие с выхлопными газами, остынут.
Совет:
{typography legend_blue}Если у Вас нет времени стоять и ждать, пока система снизить температуру, можно установить на свой автомобиль сигнализацию с автозапуском Pantera SLK-635RS (или какую-либо другую). В ней предусмотрена специальная функция для турбодвигателей, которая даст ему поработать в холостую несколько минут (время задает сам водитель) и затем автоматически отключит двигатель, поставив параллельно с этим машину на охрану.{/typography}
Сегодня система турбонаддува довольно популярна. И это не случайно - ведь она позволяет не только увеличить мощность мотора без увеличения потребления топлива, но и хоть каким-то образом уменьшить загрязнение окружающей среды.
Система турбонаддува